anton_voevodinf (anton_voevodinf) wrote,
anton_voevodinf
anton_voevodinf

Category:

Об исповеди

«Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси , да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами, аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши
....
"аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши" подумалось... а ведь эта строка означает полное наше фиаско как миссионеров, педагогов и вообще Христиан.
"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою." ИН 13.35 - и вдруг выясняется что мы неспособны убедить пришедшего в храм в том, что Бог есть любовь. Да Бог с ним с Богом, мы, оказывается, не способны расположить человека к искренней свободной беседе о своих ошибках (грехах) то есть на то, на что способен мало мальски квалифицированный западный психолог. Не готовы потому, что не смогли (и не захотели?) убедить пришедшего в том, что церковь это "организм любви" (По Хомякову) не вызвали его доверия и не расположили душу к тому, чтобы человек сам свободно все рассказал... и у нас осталось одно орудие... по сути угроза "только посмей не выложить все до донышка перед священником - грех сугуб" а еще точнее шантаж: человека и так напуганного и смущенного грехами еще и пугают мол ты ОБЯЗАН быть искренним под страхом наказания. И где здесь "точию свидетельство?" Где братский диалог* и помощь человеку раскрыться перед богом? По сути мы, не будучи в силах достичь доверия человека сводим процедуру исповеди к диалогу деспотичной матери и ее нашкодившего ребенка "а ну быстро рассказывай, а ни то..." и здесь, конечно нет места ни "врачебнице" ни "свидетельству" ни простой Христианской любви.
Мне могут возразить: но ведь Богу-то врать бесполезно и грешно! - да. Бесполезно и грешно. Но у человека должно быть такое право. "Не хотите ли и вы отойти" (ИН 6) и более точная параллель: "не ел ли ты от дерева от которого я запретил тебе есть" ? (Быт 3) право на ложь (на скрытие от Бога) как право на не-понуждение. Ведь если заставить человека говорить правду, заставить его быть искренним: велика ли цена этих слов? Бог это понимает. Мы - не очень.
Ps: наверняка найдутся люди которые скажут: "а у нас батюшка хороший, а у нас никто никого не понуждает и всегда ласково ко всем относится." Друзья, я ни на иоту не сомневаюсь что абсолютное большинство священников хорошие - речь не о них. Речь не о том как "у вас" или "у нас" речь о парадигме которая уже как бы заранее "прошита" в молитвословиях таинства. Вот и получается, что даже лечить душу человек идет не столько из надежды на то что бог как друг(ИН 15.15) его поймет и услышит (и простит) и именно поэтому ему МОЖНО все рассказать. Сколько от то того что не дай Бог чего утаю и поэтому НЕЛЬЗЯ ничего скрыть. А это два совершенно разных подхода: богу можно все рассказать и от него нельзя ничего скрыть (ибо будешь наказан).

*понимание исповеди именно как диалога-размышления перед богом, где священник выступает лишь в роли собеседника смотрите у митр Антония Сурожского
http://www.pravmir.ru/mitropolit-antoniy-surozhskiy-o..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments